Содержание
- Где используются электродвигатели
- Виды
- Устройство и принцип работы щеточного двигателя
- Устройство и принцип работы бесщеточного двигателя
- Сравнение щеточных и бесщеточных двигателей
- Заключение
Где используются электродвигатели
Электродвигатели используются в автоматизированных производственных линиях, станках ЧПУ, роботах и роботизированных установках, электромобилях.Виды
В зависимости от типа применяемой энергии электродвигатели разделяют на 2 категории: постоянного тока и переменного тока. Двигатели переменного тока в свою очередь делятся на однофазные и трехфазные. Первые находят своё широкое применение там, где не требуется высокая мощность – это в основном бытовое оборудование и вспомогательные устройства в промышленности. Вторые подходят к использованию там, где требуется большая мощность для вращения мощных приводов станков, промышленных вентиляторов, конвейерных линий и т.п. Двигатели постоянного тока широко используются в промышленных приводах, где требуется точная регулировка частоты вращения (автомобилестроение, крановое оборудование и общественный транспорт, на многообразных производствах, в конструкциях тяговых двигателей и оргтехники, ручном электроинструменте). Внутри каждой категории двигатели разделяются конструктивно ещё на 2 типа: щёточные и бесщеточные, или их еще называют, соответственно, коллекторные и бесколлекторные двигатели, что обозначает одно и то же. В щеточных двигателях для его работы электрический ток подается на ротор через специальные щетки. Бесщеточный двигатель работает благодаря меняющемуся по определенному алгоритму электромагнитному полю, которое управляется специальным контроллером. Щеток в нем нет. Далее в статье мы более подробно рассмотрим их устройство, особенности, преимущества и недостатки, основываясь на двигателях постоянного тока.Принцип работы и устройство щеточного двигателя
Конструкция
щеточных двигателей относительно простая, они состоят из:
Ротора или якоря – это вращающаяся часть, которая преобразовывает энергию электричества в механическую;
Статора, неподвижно закрепленного в корпусе и представляющего собой либо постоянный магнит, либо обмотку возбуждения. Он является источником постоянного магнитного поля, которое и заставляет ротор вращаться. Конструкция статора может быть различной в зависимости от разновидности двигателя постоянного тока. Двигатель постоянно тока с обмоткой возбуждения на статоре выполнен на сердечнике из стальных пластин. Если же двигатель выполнен с постоянными магнитами, то на статоре расположен постоянный магнит, который создает магнитное поле двигателя.
Коллектора (коммутатора) – несколько металлических пластин, размещенных радиально по поверхности вала параллельно друг другу, не соприкасаясь. При вращении двигателя ток попадает в цепь соответствующей пластине обмотки. Он в случае необходимости позволяет менять направление вращения.
Щетки используются для того, чтобы передавать напряжение на обмотки. Они соприкасаются с пластинами коллектора. Их, как правило, две или четыре. Щетки изготавливаются из различных материалов, у которых есть свои достоинства и недостатки: медно-графитовые, угольно-графитовые, графитовые, металлические. Ротор с обмоткой и коллектор смонтированы на валу, опирающемся на подшипники, которые установлены в боковых фланцах корпуса. Подшипники могут быть двух видов: роликовые и скольжения. Корпус – это несущая конструкция для всех элементов электродвигателя. Плюс к этому он играет роль наружной оболочки, которая защищает двигатель от грязи, влаги, пыли и различных механических воздействий. Конструкция бесщеточных двигателей зависит от:- Типа обмотки: классический - вариант с обмоткой на стальном сердечнике, широко распространенный – полая обмотка без стального сердечника; печатная обмотка плоской или цилиндрической конструкции. В обмотке также могут быть использованы провода различной толщины, схема намотки также может быть разной. За счет этого изготавливаются двигатели, работающие при разном номинальном напряжении и токе. Также обмотки отличаются разной температурной стойкостью, в зависимости от нужд применения.
- Материал магнитов: за долгую историю существования электродвигателей использовалось большое количество материалов, но на данный момент в высокопроизводительных малогабаритных двигателях с постоянными магнитами чаще всего применяется NdFeB из-за своей высокой мощности и SmCo из-за высокой рабочей температуры.
- Типы щеток: чаще всего используются графитовые (применяются при больших токах и частых запусках, но являются источником сильных электромагнитных шумов) или металлические (используются при небольших токах и малых изменениях скорости вращения, при этом испускают малое количество помех).
Достоинства щеточного двигателя
- Простая конструкция делает срок службы устройства более длительным. Износ щеток можно не принимать во внимание, так как они стоят недорого и меняются легко.
- Легко управлять. Чтобы запустить двигатель, достаточно подать напряжение на обмотки.
- В двигателе нет электронных элементов, что позволяет использовать их в жестких климатических условиях, даже при сильной радиации.
- Низкая стоимость. Учитывая простоту конструкции, они гораздо дешевле бесщеточных аналогов.
Недостатки щеточных моторов
- Низкий КПД, порядка 60%. Отсюда производительность ниже, чем у бесщеточных двигателей.
- Щетки быстро изнашиваются при максимальных оборотах мотора.
- Ограничение скорости вращения. Это связано с тем, что щетки, соприкасаясь с пластинами коллектора, при быстром вращении вала начинают искрить. Допустимая скорость вращения щеток зависит от материала их изготовления.
Устройство и принцип работы бесщеточного двигателя
У бесщеточного двигателя тоже есть ротор и статор, но у него отсутствует коллектор и щетки. Эти элементы заменяют датчик Холла, измеряющий угловое положение ротора и контроллер, создающий необходимый момент и скорость.
В принцип действия бесщеточного двигателя заложены физические свойства электромагнитной индукции. Энергия электричества трансформируется в механическую из-за изменений полярности магнитного поля. Так, зачастую на статоре располагается трехфазная обмотка. На роторе установлен постоянный магнит с двумя или несколькими парами полюсов. Трехфазная система напряжений, приложенная к обмотке статора, создает вращающееся магнитное поле, которое при взаимодействии с постоянным магнитом на роторе приводит его в движение.
Ротор постепенно поворачивается, вместе с ним вектор его магнитного поля поворачивается по направлению к магнитному полю статора. Это направление отслеживает управляющая электроника (датчик положения ротора) и изменяет напряжение обмотки статора таким образом, чтобы его магнитное поле поворачивалось, опережая магнитное поле ротора.
Стоит обратить внимание на то, что бесщеточные двигатели бывают синхронными и асинхронными. В синхронном электродвигателе скорость вращения электромагнитного поля совпадает со скоростью вращения ротора. Один оборот равен одному прохождению тока по проводам катушки. В асинхронных двигателях частота прохождения тока выше, по этой причине вал с ротором вращается медленнее.
Преимущества бесщеточных двигателей
- Бесщеточный двигатель не искрит и не трется, не загрязняется по причине разрушения щеток. И, как следствие, больше надёжность и меньше проблем, в т.ч. с обслуживанием.
- Может функционировать на значительно высоких оборотах, разгоняться намного быстрее. Скорость может достигать нескольких сот тысяч об/мин.
- КПД доходит до 90%, а значит экономится энергия и время.
- Имеют возможность регулировки оборотов и крутящего момента в довольно большом диапазоне.
- Относительно низкий разрядный ток продлевает срок службы аккумулятора.
- Компактные размеры, меньше вес.
Недостатки бесщеточных моторов
- Схема управления двигателями довольно сложная, так как роль коллектора выполняет внешний контроллер.
- Наличие сложной электроники, например датчик Холла, делает двигатель более уязвимым к влиянию жестких факторов окружающей среды: ионизирующее излучение, очень низкие или высокие температуры,
- Дороже. По сравнению с другим типом они более дорогие, если принимать во внимание один бренд и схожесть характеристик.
- Хотя конструкция и надежна, но поломки могут быть и тут. Бесщеточные двигатели починить гораздо сложнее, хотя это и зависит от того, что именно вышло из строя.
Сравнение щеточных и бесщеточных двигателей
Основная разница между щеточным и бесщеточным двигателем представлена в таблице:| Параметры для сравнения | Щеточный двигатель | Бесщеточный двигатель |
| Элементы | Наличие щеток и коллектора | Не нужны щетки и коллектор |
| Оперативность | Низкая эффективность | Высокая эффективность |
| Крутящий момент для одного источника питания | Низкий | Высокий |
| Шумы | Высокий уровень электрических и механических шумов | Низкий уровень электрических и механических шумов |
| Стоимость | Относительно низкая | Относительно высокая |
| Контроллер | Для переключения направления вращения и управления скоростью дополнительный контроллер не требуется | Для переключения направления вращения и управления скоростью нужен дополнительный контроллер |
| Срок службы | Меньший срок бесперебойной работы из-за присутствия щеток | Больший срок бесперебойной работы из-за отсутствия щеток |
