В современном мире широко используются двигатели BLDC (brushless direct current) они же бесколлекторные или бесщеточные двигатели постоянного тока на постоянных магнитах. Эта разновидность двигателей появилась в противовес коллекторным моторам с их щёточно-коллекторным узлом, который подвержен износу и в ряде случаев ограничивает их параметры.
Содержание
Конструкция
Конструктивно BLDC-мотор состоит из ротора (подвижная часть) и статора (неподвижная часть). В них отсутствует коллектор, а трёхфазная обмотка расположена на статоре.
Для управления им обязательно требуется электроника — контроллер и датчик положения (чаще всего датчики Холла, хотя также могут быть использованы абсолютные и инкрементальные энкодеры или же резольвер).
Различия в устройстве BLDC-двигателей
В зависимости от расположения обмотки различают:
- Классический вариант, когда обмотка расположена на стальном сердечнике
- Обмотка без стального сердечника, равномерно распределенная по окружности статора.
В зависимости от расположения ротора и статора различают двигатели:
- С внутренним ротором: ротор охватывается статором снаружи
- С внешним ротором: ротор расположен снаружи статора
- Двигатели аксиальной конструкции: статор расположен параллельно ротору, и они оба располагаются перпендикулярно оси вращения двигателя.
Преимущества BLDC-моторов
- Высокая надежность ввиду отсутствия щёточно-коллекторного узла
- Высокая скорость вращения
- Большая удельная мощность
- Хороший отвод тепла от обмотки
- Низкий уровень электромагнитных помех, исходящих от двигателя
Более подробную информацию о BLDC-двигателях читайте в статье.